Секрет жизненного успеха

Современный мир требует от нас собранности, быстроты реакции, внутренней силы. Нужно сделать карьеру, создать семью, занять достойное положение в социуме, в общем, прожить жизнь не хуже других. Но всегда ли мы проживаем именно свою жизнь, а не идем по проторенной дорожке шаблонов, стандартов, традиций, программы, заложенной окружающей социальной средой?

Для того чтобы найти свой путь подлинной самореализации нужно иметь внутренние психологические ресурсы. Правда, далеко не все ими располагают, эти ресурсы могут быть заблокированы некой таинственной силой.

Истоки стрессов, перенапряжений, немотивированной агрессии, неудач в личной, общественной жизни, карьере часто находятся в неосознанных, давно забытых детских травмах. Под внешностью взрослого, уверенного в себе человека может скрываться испуганный, страдающий маленький внутренний ребенок.

секрет успеха

Кто это такой?

Этот феномен известен в психологии достаточно давно. Еще в начале 60-х годов Эрик Берн в своих работах показал, что личность каждого взрослого включает в себя три составляющие: взрослый, родитель, ребенок, он называл их эго-состояниями. Наша психика очень динамична и в некоторых жизненных ситуациях выступает на сцену и руководит нашими поступками именно внутренний ребенок. Хорошо если это счастливый и довольный человечек, но слишком часто верх берет травмированное эго-состояние.

Чтобы распознать в себе черты несчастного маленького человечка, нужно понаблюдать за собой. Есть определенные линии поведения, по которым можно распознать его присутствие:

  • Неумение брать ответственность на себя и обвинение всех вокруг в своих неудачах.
  • Неумение говорить «нет», стремление выглядеть для всех «хорошим».
  • Зависимость от мнения окружающих. Неумение принимать отказ, слышать «нет».
  • Я должен быть не хуже других.
  • Отсутствие терпения, желание получить все сразу и немедленно.
  • Неумение видеть последствия своих поступков, считаться с ними и принимать ответственность за них.
  • Неумение прощать и принимать людей такими, какие они есть. Обидчивость.
  • Страх ошибок и их избегание. Страх лишиться любви и внимания, если сделаю не то, что от меня ждут.
  • Навязчивое поведение, навязчивые мысли, постоянный анализ прошлого, желание во всем быть идеальным.
  • Реактивное, бессознательное поведение (гнев, обида, вина, зависть, месть), манипулирование другими и притворство.
  • Склонность делать глобальные выводы и обобщать («всегда», «никогда»).
  • Постоянна потребность в похвале и жалости к себе.
  • Неумение просить, открыто заявлять о своих потребностях и желаниях.
  • Стремление переделать мир под себя, чтобы мир стал более безопасным.

Как он становится несчастным

Истоки эго-состояния несчастного, испуганного человечка в давних, забытых, неосознанных травмах детства.
Данные травмы могут быть совершенно разного характера, но объединяет их одно – нарушение состояния безопасности в период от рождения до подросткового возраста.

Можно вспомнить еще недавние правила в роддомах, когда новорождённого уносили в отдельную палату, где он мог плакать до «синего» состояния и находиться среди таких же малышей без любви и близости мамы. Безопасность нарушается, в восприятии маленького человека, полная зависимость от больших и всемогущих фигур в белых халатах.

После возвращения домой младенец нуждается в постоянном уходе. Хорошо, если дома все благополучно, а если мама занята, она работает, занимается другими важными делами, малыш может часами лежать и ожидать, когда мама подойдет к нему и приласкает. Базовому чувству безопасности снова могут быть нанесены травмы. Малыш до 2 лет испытывает в этих случаях чувство паники, срабатывают защитные механизмы и травмирующие воспоминания уходят в область бессознательного.
В 2-3 годика он начинает активно познавать мир. Он осознает себя, вокруг увлекательная и разнообразная жизнь. Играет в игрушки, различая их по цвету, форме, что-то понятно, что-то нет. Игрушками можно управлять, распоряжаться ими. Но родители не могут быть всегда в его распоряжении. У родителей в свою очередь может проявиться их собственный внутренний травмированный ребенок.

Мама обещает поиграть, если будет хорошо себя чувствовать, а плохо себя чувствует она из-за папы, малыш должен быть послушным и не вести себя, как папа!

Новая задача: и папа, и мама для него хорошие, малыш пытается помирить маму и папу, тогда мама будет здорова и сможет с ним поиграть. Но появляются все новые и новые условия, условия для того чтобы ему получить любовь и безопасность. «Если ты будешь послушным, я с тобой поиграю», «если ты доешь кашу, мы пойдем в зоопарк», «если папа наконец-то вспомнит о том, что у него есть ребенок, то мы поедем гулять» и так до бесконечности. Дети в такой ситуации чувствуют себя беспомощными, и, в конце концов, приходят к выводу, что все бесполезно и они никому не нужны. Возраст прекращения борьбы за свои потребности психологи считают возрастом формирования внутреннего раненного ребенка. Для обретения чувства безопасности разум начинает строить несокрушимые бастионы защиты. А малыш понимает, что в этой жизни каждый сам за себя.

Во взрослой жизни человек полностью забывает все свои детские травмы. Но травмированная часть начинает играть «роль хвоста, которые виляет собакой». То есть кто-то пытается менять мир, делать его лучше, а на самом деле более безопасным для себя. Кто-то хочет просто больше заработать денег, полагая, что именно они гарантирует ему выживание в этом опасном мире. А кто-то находит себе кумира, лидера, учителя, идею, религию — хоть какую-нибудь опору, только бы чувствовать себя более защищенным.

Так жизнью человека начинают руководить неосознанные страхи, а не стремление к полной и свободной реализации своих возможностей.

Можно ли это вылечить?

Для начала нужно осознать и признать его существование. Научиться распознавать, когда наше поведение диктуется эго-состоянием, а когда собственным разумом. Если научиться узнавать проявления — есть шанс выйти за пределы вечно повторяющегося сценария борьбы за якобы «необходимые» жизненные ресурсы.

В работе нам поможет присутствие двух других эго-состояний – мудрого, все понимающего, сильного, взрослого и любящего родителя.

Ниже мы приводим 15 правил, соблюдение которых помогут разобраться в себе и стать значительно счастливее.

  1. Вам можно говорить о своих чувствах прямо, не боясь оказаться непонятым и не принятым.
  2. Вам можно просить о помощи.
  3. Вам можно отказывать и говорить «нет» без оправданий и придумывания ненужных причин.
  4. Вы не должны нравиться всем, вам можно не стараться угождать другим.
  5. Вы можете быть непоследовательным и менять точку зрения, когда захотите именно вы.
  6. Вам можно о чем-то забывать и быть не пунктуальным.
  7. Вы можете бояться.
  8. Вы можете совершать ошибки.
  9. Вам можно быть неудобным для других.
  10. Вам можно радоваться без причины и грустить без объяснений.
  11. Вы можете отдавать и получать что-то безо всяких условий, просто так.
  12. Вам можно признаваться себе в самых неприятных помыслах, поступках и чувствах и не испытывать при этом чувства вины и стыда.
  13. Вы можете ни перед кем не оправдываться, и вы никому не должны.
  14. Вы можете быть уязвимым и слабым и не стыдиться этого.
  15. Можно просто жить с удовольствием.